Внимание и профессионализм в автомобильном деле

Внимание и профессионализм

Строгое соблюдение температурного режима – одно из важнейших условий эффективного и безотказного функционирования современного двигателя внутреннего сгорания. Рабочая температура двигателя лежит в интервале от 95 до 110 градусов Цельсия в зависимости от конкретного мотора и перегрев способен очень быстро вывести агрегат из строя. Кроме того, закипание охлаждающей жидкости – это практически прямой путь к довольно скорому капитальному ремонту агрегата. Поэтому корректно работающая система охлаждения критически важна для обеспечения и сохранения исправности двигателя.

В этом контексте радиатор представляет собой одну из основных ее частей, поэтому качество и состояние радиатора напрямую влияет на работу двигателя. Нужно понимать, что радиатор это не просто некоторое количество медных или алюминиевых трубок, по которым протекает охлаждающая жидкость. Автомобильный радиатор кардинально отличается от обычной батареи центрального отопления и функционально и конструктивно.

Поэтому в данном материале коснемся рекомендаций в отношении обслуживания и ремонта автомобильных радиаторов охлаждения двигателей внутреннего сгорания.

 

Алексей Сердюк, технический тренер, МАЛЕ РУС, отмечает

– Радиаторы – можно сказать, тема вечная и даже если в ближайшем будущем мир полностью окажется от ДВС радиаторы все равно будут нужны для использования в транспортных средствах вне зависимости от того, какая силовая установка будет в них применяться.

В этом смысле MAHLE одним из основных своих приоритетов считает развитие термоменеджмента – системы управления температурным балансом и развивается по нескольким направлениям в сторону систем охлаждения ДВС и систем охлаждения батарей.

 

Ключевая рекомендация экспертов в отношении радиаторов – содержание их в строго идеальном состоянии, потому что наряду с некоторыми достаточно легко диагностируемыми неисправностями – всевозможными механическими повреждениями и износом от времени, когда лопается какая-то часть, — существует немало менее очевидных повреждений, связанных с закупоркой каналов.

Практически все современные автомобили оснащены кондиционером и как следствие имеют радиатор кондиционера, причем он расположен перед радиатором двигателя. Его обычно хорошо видно – сразу понятно забился он грязью, пухом или нет, а вот радиатор двигателя скрыт и не виден. Очень мало кто об этом задумывается, поэтому поиск проблемы начинается только тогда, когда мотор перегревается.

При этом, как правило, промывка радиатора двигателя представляет собой довольно трудоемкую задачу: надо снимать радиатор кондиционера, радиатор охлаждения, сливать антифриз и т. д. 

 

– Кроме того использование некачественной охлаждающей жидкости или даже воды может привести к тому, что в системе охлаждения и в радиаторе будут образовываться отложения. Он может забиться внутри (что маловероятно, но так же может иметь место),  и промывка уже вряд ли поможет. Поэтому очень важно кроме поддержания радиатора в чистоте еще и правильно выбирать антифриз, который не будет химически активен к материалу конкретного радиатора, и всей системы охлаждения в целом, а так же не будет образовывать различных отложений, — предупреждает Алексей Сердюк. — Второй момент – не менее важно периодически промывать систему охлаждения, чтобы  возможные загрязнения не накапливались. К сожалению, такой промывкой очень многие автолюбители пренебрегают, считают, что она не так критически важна, но это глубокое заблуждение. Мы рекомендуем каждые 70-90 тыс. км пробега или 2-3 года выполнять промывку системы охлаждения с полной заменой антифриза.

 

Промывка системы охлаждения это не просто слив старого антифриза и заливка нового, это определенная технологическая операция, выполняемая посредством специального оборудования – установки по промывке системы охлаждения, которая удаляет старый антифриз, промывает систему и под давлением заполняет ее свежим антифризом.

 

Отдельный вопрос достаточно часто возникает по поводу определенных химических субстанций, в изобилии сегодня представленных на рынке, из разряда «анти течь». По мнению экспертов, подобные средства – это палка о двух концах. Если радиатор прохудился где-то в дороге, а ехать надо то, безусловно, не всегда представляется возможным быстро найти неподалеку профессиональный сервис с необходимым оборудованием и запасные части.

 

Народными умельцами изобретено немало способов ремонта механических повреждений радиатора. В него засыпают горчичный порошок, заливают куриное яйцо и т. д. и на какое-то время течь действительно прекращается. Сегодня приемы народной смекалки усиленно эксплуатирует химическая промышленность предлагая целую гамму всевозможных препаратов подобного действия. Но надо понимать, что данные препараты не только перекрывают механическое повреждение в конкретном месте, но они исполняют роль тех самых отложений, ухудшая теплопроводимость радиатора.

 

– К тому же посторонние химические жидкости и гранулированные средства могут вступать в реакцию с антифризом. К чему такая реакция приведет никому не известно. Современные антифризы имеют сложную формулу, это не просто этиленгликоль и вода, это и органика и различные присадки и как они будут взаимодействовать с посторонней добавкой, к сожалению, мало кто может предсказать, — отмечает Алексей Сердюк. — Я бы советовал использовать средства «анти течь» только как экстренную меру, когда однозначно нет другого выхода. Но и в этом случае после добавки герметика при первой же возможности необходимо радиатор поменять.

 

Действительно, состав герметика неизвестен, как он расположится в системе? Мало у кого есть достаточные компетенции, чтобы оценить возможные риски. Поэтому до определенного момента система, скорее всего, будет работать вполне исправно, но в летнюю жару или под большой нагрузкой мотор может перегреться. А это уже чревато большим дорогостоящим ремонтом. Чтобы этого не допустить, лучше все-таки радиатор поменять.

 

– Совершенно неясно насколько эффективно герметик устранит течь, и в какой момент она может проявиться вновь. Это, можно сказать, Дамоклов меч, занесенный над автомобилем. Зачем? Система охлаждения относится к критически важным и если охлаждения не будет осуществляться надлежащим образом, машина просто встанет раньше или позже. Поэтому все-таки замена, — считает Алексей Сердюк.   

 

С запайкой прохудившихся радиаторов так же следует быть чрезвычайно осторожным. Конечно, таким способом можно устранить течь на определенное время, но проблема в том, что припой вещь достаточно хрупкая и со временем пайка имеет свойство лопаться, трескаться, особенно под воздействием нагрузок, с которыми имеет дело радиатор (высокие температуры, температурные перепады, тряска и проч.) и отходить от места пайки. В итоге в самый неподходящий момент течь опять возобновится. Поэтому чтобы не искушать судьбу специалисты рекомендуют заменять поврежденные радиаторы. 

Здесь нужно учитывать, что срок службы практически всех автомобильных компонентов за исключением расходных материалов рассчитывается исходя из расчетного ресурса двигателя.

 

– Соответственно расчётный ресурс радиатора равен расчётному ресурсу двигателя и без особой нужды менять его никакой необходимости нет. Другой момент состоит в том, что у современных легковых автомобилях расчетный ресурс составляет 200-300 тыс. км пробега, а при интенсивной эксплуатации это не так и много – 5-6 лет всего, — замечает Алексей Сердюк. —  Поэтому если мы говорим об автомобилях вторичного рынка то, безусловно, просто менять радиатор ради замены, в некотором смысле, превентивно, смысла нет, но рано или поздно радиатор все равно выйдет из строя. И вот тогда только замена, поскольку никаких технологически и, что немаловажно, экономически оправданных «реставрационных» способов для восстановления старого радиатора не существует.  

 

Другие статьи из рубрики: