Общие сведения о трубах

Число труб на автомобильных дорогах очень велико: они составляют 80-85% от общего числа водопропускных сооружении. Поэтому их рациональное проектирование имеет большое экономическое значение. Особенностью труб, в отличие от мостов, является наличие над их несущими конструкциями грунтовой засыпки и непрерывность проезжей части. Грунтовая засыпка распределяет сосредоточенные давления колес автомобилей и смягчает их динамические воздействия, минимальная толщина засыпки — 0,5 м. По условиям пропуска воды трубы могут быть безнапорными и напорными. В безнапорных трубах вся притекающая вода беспрепятственно проходит, не затопляя входного отверстия. В напорных трубах приток воды в отдельных случаях может быть больше их пропускной способности, что приводит к скоплению на некоторое время воды с верховой стороны насыпи. Создается напор, в результате которого увеличивается скорость протекания воды в трубе и ее водопропускная способность. Водопропускная способность или, как принято называть, расход воды трубы зависит от ее геометрических и гидравлических характеристик.

В процессе проектирования выбор между мостом или трубой основывается не только на водопропускной способности, но и на всестороннем учете технико-экономических показателей сравниваемых вариантов. При этом нужно учитывать, что при прочих равных условиях (по сравнению с малыми мостами) трубы предпочтительнее, так как непрерывность проезжей части дороги обеспечивает лучшие условия движения автомобилей. При наличии ледохода, корчехода или селевых потоков трубы, как правило, не применяют.

Другие статьи из рубрики: