Продольный профиль трассы

При высоких скоростях движения и круговых кривых малых радиусов это несоответствие может привести к выходу автомобиля на левую полосу движения или за пределы кривой, что нарушает правила безопасности. В этом случае между прямой и круговой кривой устраивается переходная кривая, в качестве которой применяются кубическая парабола или реже радиоидальная спираль, лемниската Бернулли, коробовая кривая. Продольный профиль трассы состоит из прямых участков, имеющих различный уклон, и вертикальных кривых (вогнутых или выпуклых) в точке перелома профиля. Вертикальные кривые характеризуются теми же параметрами, что и горизонтальные. В условиях, определяемых нормами, между прямым участком и вертикальной кривой устраивают переходные кривые. Если уклон местности больше расчетного предельного уклона дороги, для его смягчения делают насыпи или выемки. Отметки земли (черные отметки) принимаются по оси дороги, отметки дороги (проектные красные) — по бровке земляного полотна. Разницу между черной и красной отметками называют рабочей отметкой. Проезжая часть представляет собой полосу дорожной одежды, ограниченную кромками.

Дорожная одежда располагается па земляном полотне, верхняя часть которого специально профилирована и состоит из проезжей части и обочин. Обочины ограничены бровкой земляного полотна. Ось дороги расположена посредине между бровками и может не совпадать с осью одежды. По бокам земляного полотна при необходимости устраиваются кюветы, резервы, из которых берут недостающий грунт для отсыпки насыпи, или кавальеры, в которые отсыпают лишний грунт из выемок. Размеры и форма земляных сооружений зависят от категории дороги, типа грунта, размеров земляного полотна, условий водоотвода. Земляное полотно на некоторых участках может быть заменено эстакадами, если это экономически целесообразно.

Другие статьи из рубрики: