В Украине умирает автопром: эксперты назвали причины

За последние 10 лет украинское автопроизводство уменьшалось внушительными темпами. Так, по данным Ассоциации автопроизводителей Украины «Укравтопром» в мае 2018 года с заводов Украины вышло 442 автотранспортных средства. Это в 10 раз меньше объемов производства авто десятилетней давности, и цифра продолжает уменьшаться.

Пятый месяц подряд статистику формируют только авто марки Skoda, производимые методом крупноузловой сборки на заводе «Еврокар» в Закарпатье. В мае таким образом было собрано 374 машины – это на 39% меньше, чем в предыдущем месяце. По сравнению с маем 2017 года снижение составило 43,5%. Эта статистика не содержит данных от Кременчугского автомобильного завода (КрАЗ), прекратившего раскрывать информацию с августа-2016. Но эксперты подтверждают – цифры адекватно отражают положение, в котором находится автомобильная промышленность Украины, пишет Deutsche Welle.

Так, руководитель компании AUTO-Consulting Олег Омельницкий отметил, что Запорожский автомобильный завод (ЗАЗ), «Богдан Моторс» и КрАЗ полностью остановили производство легковых авто, а объемы производства на «Еврокаре» сильно упали.

«То производство, что осталось сейчас в Украине находится далеко за гранью рентабельности и сохраняется только при поддержке «материнских» компаний», – пояснил Омельницкий.

По его словам, положение в производстве автобусов и грузовых машин является чуть менее затруднительным из-за меньшей зависимости от конвейерного метода, но речь все равно идет о падении показателей в разы.

Как отметил глава Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олег Назаренко, в 2008 году украинский рынок авто достиг максимума – тогда из около 623 тысяч проданных в стране новых легковушек чуть меньше двух третей былм изготовлены на украинских заводах. Для сравнения, в 2017 году в Украине продали чуть больше 80 тысяч авто, низ них изготовлено в стране было 7 296.

Больше всего ударили по украинским производителям экономическая турбулентность 2008 и последствия противостояния с Россией, первые из которых проявились задолго до аннексии Крыма и войны в Донбассе, отмечают эксперты. Так, по словам Омельницкого, еще в 2012 введение Россией утилизационного сбора на авто уменьшило привлекательность украинских машин для российского рынка.

«Еще тогда РФ фактически начала торговую войну против наших автомобилей», – считает Омельницкий.

Далее последовали другие недружественные торговые меры: остановка автовозов, запрет транзита в Казахстан. После начала войны поставки в Россию окончательно прекратились, а транзитные маршруты на рынки Средней Азии и Кавказа были перекрыты.

Впрочем, проблемы постигли производителей и на внутреннем рынке: прекращение кредитования физических лиц после финансового кризиса 2008 года нанесло удар по покупательной способности украинцев, отмечает Назаренко. По его словам, это больше всего повредило бюджетному сегменту авто.

«Евробляхи» и евростандарты
Еще одним вызовом для украинских автопроизводителей стала конкуренция с легально и нелегально импортированными западными авто.

Так, десятилетия назад из-за подписания соглашения со Всемирной торговой организацией (ВТО) Украина была вынуждена уменьшить ввозные пошлины на иномарки с 25 до 10% и убрать ряд преференций для отечественных производителей, рассказывает Омельницкий. А подписание соглашения о зоне свободной торговли с ЕС заставило украинскую сторону ввести экологический стандарт «Евро-5», добавляет Назаренко.

«Поэтому в Украине прекратили собирать такие марки, как Geely, Chery и Daewoo, чьи двигатели не соответствовали новым требованиям», – объясняет эксперт.

Последнего гвоздь в гроб отечественного автопрома, по словам экспертов, забивают нелегальные схемы импорта авто с иностранной регистрацией.

«Если 10 лет назад на европейских номерах ездили только иностранцы, то сейчас, по некоторым оценкам, в Украину таким образом ввезено около 800 тыс. авто», – отмечает Назаренко. По его словам, такие автомобили также в основном занимают нишу бюджетных авто, окончательно вытесняя из нее продукцию украинских производителей.

Омельницкий признает: проблема авто, которые производились в Украине, заключалась и в том, что, кроме «Еврокара», занимающейся сбором Skoda, другие производители изготавливали устаревшие модели. Впрочем, самостоятельно наладить производство более конкурентоспособных авто они были не в состоянии.

«Были планы создать альянсы с китайскими производителями – база и современные разработки были. Но для этого также были необходимы соответствующий рынок и условия», – считает эксперт.

По его словам, несмотря на распространенное мнение об украинском протекционизме в сфере импорта авто, таможенная ставка в 10% не является чрезвычайной. Впрочем, даже если государство решит ввести льготное налогообложение для автопроизводителей, одних только стимулирующих шагов со стороны правительства будет недостаточно, считает Омельницкий.

«Без нормального рынка, без восстановления кредитования для бизнеса и населения и общего улучшения бизнес-климата, инвестиций в производство автомобилей в Украине не будет», – отмечает эксперт.

Напомним, в Верховной Раде уже зарегистрированы два законопроекта, которые призваны урегулировать ввоз в Украину автомобилей на иностранных номерах. Как объясняла «Сегодня» глава парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина, в одном законопроекте прописано уменьшение размера акцизов с авто, отмена запрета на растаможивание машин, не соответствующих экостандарту «Евро-5», и усиление контроля за перемещением и использованием транспорта, зарегистрированного в других государствах.

Во втором документе изложен механизм взаимодействия таможенников, полицейских и пограничников, создание автоматизированной системы обмена информацией. Нацполиция получит право проверки авто с еврономерами, а тех, кто не растаможил машину, но ездит, ждут высокие штрафы.

Другие статьи из рубрики: