Облегчение укатки гравийного материала

Для облегчения укатки гравийного материала катками в засушливое время применяют поливку укатываемых участков водой в количестве 2-3 л/м2 на каждые 10 см толщины слоя в плотном теле. Признаки окончания укатки: 1) совершенно прекращается движение волны перед барабаном катка; 2) глубина следа заднего барабана тяжелого механического катка не превышает 5 мм. Верхний слой при наличии на дороге значительного движения автомашин можно частично уплотнять катками, а окончательное уплотнение получать под влиянием проезда автомобилей. Для устройства 1 км гравийного основания шириной 6 м, толщиной 15 см в плотном теле требуются следующие механизмы: тракторов С-80-1,6 маш.-смены, грейдеров Д-20-1,6 маш. смены, катков 5-т — 2,3 маш.-смены, катков 10-г — 4,7 маш.-смены, поливочных машин — 2,6 маш.-смены, автомобилей в зависимости от расстояния подвоза гравийно-песчаной смеси. В последнее время для устройства дорожных одежд начали применять смеси из супесчаных или суглинистых грунтов и щебня, называемые грунтощебеночными. Грунтощебеночные смеси аналогичны по структуре гравийно-песчаным с той разницей, что в качестве скелета с крупностью зерен более 2 мм служат зерна щебня, а не гравия. Количество зерен крупностью более 2 мм в гравийно-песчаных или грунтощебеночных оптимальных смесях обычно не превышает 40-50% тогда как для устройства щебеночных одежд по принципу заклинки требуется 100% дробленого материала.

Поэтому при отсутствии в районе строительства дорог гравийного материала и необходимости завоза щебня, как правило, устройство грунтощебеночных одежд будет более экономичным, чем щебеночных. Устройство грунтощебеночных оснований и покрытий может осуществляться методом смешения на дороге, принятым для улучшения грунтовых дорог скелетными добавками. Оснащение строительных площадок современным оборудованием дает возможность широкого внедрения грунтощебеночных одежд, устройство которых поддается широкой механизации работ.

Другие статьи из рубрики: