Моторное масло – жидкость, которая применяется для смазывания роторных и поршневых двигателей внутреннего сгорания. В зависимости от их прямого назначения моторные масла подразделяются на масла для бензиновых двигателей, масла для дизельных двигателей и универсальные масла, которые предназначаются для смазывания обоих типов двигателей. Совершенно все современные моторные масла вмещают в себе базовые масла и специальный присадок, который существенно улучшает их свойства. По температурным отметкам работоспособности масла различают зимние, летние и всесезонные. В роли базовых масел выступают специальные дистиллятные компоненты с различной степенью вязкости, остаточные компоненты моторных масел, синтетические продукты (эфиры, алкилбензолы, поли, альфа олефины), а также смеси из дистиллятных и остаточных компонентов.
Почти все всесезонные моторные масла получаются за счет сгущения макрополимерными присадками маловязких основ. По принципиальному составу базового масла получают несколько видов моторных масел, среди которых: минеральные (автол), синтетические и частично синтетические, то есть смеси из синтетических и минеральных компонентов. Так как моторное масло является очень важным элементом в конструкции двигателя, к нему применяются общие требования и стандарты к моторным маслам. Масло может достаточно продолжительное время надежно выполнять определенные к нему функции, обеспечивая тем самым заданный параметрами ресурс двигателя.
Следует отметить, что все это может обеспечиваться только при совершенно точном соответствии свойств моторного масла механическим, термическим и химическим воздействиям, которым оно может быть подвержено в смазочной двигательной системе при эксплуатации. Одно из самых важных и главных правил достижения высокого показателя надежности, является полное и взаимное соответствие свойств моторного масла, конструкции двигателя, а также условий, при которых он будет эксплуатироваться. Совершенно все современные виды моторных масел в обязательном порядке должны полностью соответствовать многим требованиям, например:
1) Высокие диспергирующе-стабилизирующие, моющие и солюбилизирующие способности к различным загрязнениям нерастворимого характера.
2) Малый характер вспенивания при очень высокой или низкой температурах.
3) Низкий расход угара и малая летучесть.
4) Полная совместимость со всеми использующимися материалами уплотнителями, а также катализаторами нейтрализационной системы отработавших газов и многое другое.
К некоторым из моторных масел предъявляются особые, более строгие требования, поскольку условия применения и ожидаемые результаты больше и выше средних.