Определение количества воды

Определение количества воды, или, как принято называть, расхода воды, — дело весьма сложное. Однако наша отечественная наука накопила уже большой опыт в этом, и сейчас наши ученые создают всеобъемлющую теорию стока, основанную на учете и анализе всех явлений, от которых зависит сток ливневых и талых вод. Определив наибольший приток воды к дороге в месте пересечения лога, оврага или ручья, назначают отверстия и типы искусственных сооружений и вычисляют отметку горизонта воды у каждого искусственного сооружения. Ранее, когда дороги строили без широкой механизации всех работ, без применения сборных конструкций, типы и отверстия труб и малых мостов назначали более строго по расчету, исходя из определенной величины расхода воды. Таким образом, на одной дороге можно было встретить трубы круглые, прямоугольные, овоидальные и др. разных отверстий в свету — от 0,5 до 2-3 м. Теперь, когда широко применяют индустриальные способы строительства и сборные железобетонные конструкции, признано нецелесообразным принимать разнотипные трубы и малые мосты. Быстрее и дешевле изготовлять на базах один-два размера железобетонных колец, балок и свай, чем десятки типов и размеров. Этими соображениями проектировщики руководствуются не только при назначении отверстий малых искусственных сооружений, но и при проектировании любого сооружения, в том числе и автомобильной дороги в целом. Трубы, мосты и другие сооружения — весьма ответственные части дороги, так как они предназначены для беспрепятственного и безопасного пропуска автомобилей по дороге. Разрушение трубы или моста прерывает движение по дороге иногда на весьма продолжительное время.

В некоторых случаях это влечет за собой катастрофу. Так, например, в ночь на 11 июля 1882 г. в Кукуевском овраге между Мценском и Тулой на Московско-Курской железной дороге из-за недостаточного отверстия трубы была размыта насыпь высотой 21 м.

Другие статьи из рубрики: